Почему услуги профессионального клининга необходимы на пищевых производствах?
Пищевые производства требуют строгого соблюдения санитарных норм. Даже при небольших нарушениях регламента по содержанию этих объектов могут возникнуть серьезные проблемы. Дело в том, что некачественная или несвоевременная уборка горячих и холодных цехов может спровоцировать интенсивное размножение болезнетворных бактерий и пагубных микроорганизмов, что, в свою очередь, негативно влияет на качество изготавливаемой пищевой продукции.
Самостоятельно убирать подобные объекты на должном уровне зачастую невозможно в силу отсутствия нужных знаний, навыков и опыта. Штат собственных уборщиц, как правило, не справляется с задачей максимально эффективно, поскольку клининг пищевых производств - это многоэтапный и сложный процесс, требующий соответствующей компетенции и подготовки.
Зачем проводить клининг на пищевом производстве по системе ХАССП.
С 1 июля 2013 года программа ХАССП обязательна на всех пищевых предприятиях. Согласно данной программе, необходимым и первоочередным условием любого пищевого производства считается безопасность производимой продукции. Для этого необходимо тщательно следить за санитарно-гигиенической обстановкой на пищевом производственном предприятии. Одним из главных требований в списке санитарных норм является качественная и своевременная уборка всех помещений пищевой промышленности, которая помогает снизить риск заражения продукции и повышает условия безопасной работы предприятия.
Как организовать уборку на пищевом производстве?
Первый вариант, когда процесс уборки всего пищевого производства можно доверить собственному персоналу, который необходимо подготовить, проинструктировать и регулярно контролировать. Следует правильно подобрать моющие и дезинфицирующие средства, уборочный инвентарь и т.д.
Второй вариант - это доверить процесс уборки специализированной клининговой компании. Плюсы передачи в том, что именно они обладают всеми необходимыми знаниями в данной сфере, имеют современное оборудование и качественные моющие средства, которые позволят провести процедуру с максимальной эффективностью. Только в таком случае все правила уборки производственных помещений будут соблюдены полностью.
Какие моющие и дезинфицирующие средства должны использоваться на пищевых производствах?
В пункте 5.15 СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» прописано, что в организациях применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре изготовителя.
Опыт проведения клининга на пищевых производствах согласно системе ХАССП показал, что моющие средства должны быть:
Эффективными: должны хорошо удалять остатки производимого продукта в производственных помещениях, справляться с загрязнениями в зонах общего пользования, уничтожать специфические загрязнения и неприятный запах в санузлах;
Безопасными: не должны вызывать раздражение кожи и аллергические реакции у персонала; не должны повреждать обрабатываемые поверхности;
Экологически чистыми: используемые рабочие растворы должны быть биоразлагаемые и полностью смываться с поверхностей, не оставляя после себя ПАВов и прочих веществ; при рабочих концентрациях моющих растворов попадание их в сточные воды не нарушает экологическую безопасность;
Без ярко выраженных запахов: наличие запахов в средстве предполагает присутствие в его составе отдушек и других сопутствующих компонентов, испарения которых могут впитываться в выпускаемую продукцию;
все моющие и дезинфицирующие средства должны иметь разрешения для использования на пищевых производствах и быть зарегистрированы на территории РФ. Использовать эти средства необходимо в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями.
Какой уборочный инвентарь и оборудование используют при уборке пищевого производства?
При разработке комплекса мероприятий по уборке на пищевом производстве согласно системе ХАССП, мы выделяем следующие параметры, которыми следует руководствоваться:
Для уборки пищевого производства необходимо использовать специализированный уборочный инвентарь, который состоит из высококачественного и плотного пластика, устойчивого к высоким температурам и агрессивным средам, что бы, по необходимости, его можно было простерилизовать и продезинфицировать. Так же, благодаря прочности пластика мы избегаем вероятности его сколов и попадания частиц в производимую продукцию;
Специфичность уборочного инвентаря для пищевых производств также заключается в особенностях его цветового кодирования. То есть, цветовое кодирование наносится на инвентарь как полностью, так и на его отдельные элементы. При этом не рекомендуется использовать цветные клипсы, ярлыки, наклейки, которые могут попасть в производимую продукцию. Так же, цель кодировки - предупредить перекрестное загрязнение и бактериальное заражение во время проведения мероприятий по уборке. Для каждой цветовой зоны используются предметы инвентаря, помеченные тем же цветом. Это позволяет быстро определить, за какой зоной данный инструмент закреплен и помогает избежать путаницы у сотрудников;
Уборочный инвентарь должен иметь разрешения для использования на пищевых предприятиях. Пластик и другие материалы, из которых изготовлен уборочный инвентарь, не должны быть токсичными, без присутствия каких-либо запахов. Краски, используемые для маркировки инвентаря должны быть безопасными и устойчивыми к разнообразным моющим средствам.
Для более сложных загрязнений на производственных участках используют профессиональное оборудование, такое как : парогенераторы, мойки высокого давления, роторные машины и т.д. При использовании данного оборудования, с правильно подобранными моющими средствами, можно легко очистить любые загрязнения в производственных помещениях.
Требования к персоналу на пищевом производстве.
Работники, перед допуском на работу на пищевое производство, должны пройти медицинское обследование в соответствии с действующим Приказом Минздрава СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» (с изменениями от 12. 04. 2011 г.), с инструкцией по проведению обязательных медицинских осмотров «СанПиН 2.3.4.545-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Санитарные правила и нормы» и медицинские осмотры.
Ежедневно, перед допуском на работу, в каждой смене должен быть организован обязательный осмотр медицинским работником лечебно-профилактического учреждения всех без исключения работников смены. Результаты осмотра регистрируются в журнале. Противопоказанием к работе на пищевых производствах является наличие таких заболеваний, как кишечные инфекции (брюшной тиф, дизентерия, сальмонеллезы) в острой и хронической форме, венерические заболевания (гонорея, сифилис), насморк, чесотка, педикулез, некоторые воспалительные заболевания глаз, кожи и другие заболевания, затрудняющие соблюдение личной гигиены.
Все работники производственных цехов должны соблюдать правила личной гигиены:
- хранить личную одежду и обувь отдельно от санитарной одежды;
- в карманах санитарной одежды запрещается носить посторонние предметы – расческу, зеркало, сигареты и др.;
- перед началом работы принять душ, а при его отсутствии тщательно вымыть руки с мылом, надеть санитарную одежду и головной убор;
- запрещается закалывать санитарную одежду булавками, брошками, иголками;
- во время работы не носить украшения (бусы, кольца, серьги) и часы;
- коротко стричь ногти и не покрывать их лаком; в течение рабочего дня следить за чистотой рук, мыть руки по мере их загрязнения и обрабатывать дезинфицирующими средствами/антисептиками;
- при посещении туалета снимать санитарную одежду и оставлять ее в предтуалетном помещении, надевать санитарную одежду только после тщательного мытья и обработки рук;
- не выходить в санитарной одежде за пределы пищевого объекта;
- заменять санитарную одежду по мере загрязнения, но не реже, чем один раз в два дня;
- стирку санитарной одежды производить централизованно, в специальных прачечных;
- не принимать пищу и не курить в производственных помещениях и складах;
- сообщать администрации объекта о наличии заболеваний кожи, порезах, ожогах, а также наличии инфекционных болезней в семье.